среда, 27 июня 2012 г.

Достучаться... до себя: кошмары подсознания

достучаться... до себя: кошмары подсознания

Мужчина. Как бы это было не странно, но сделал карьеру. Само-собой разумеется, построил бизнес. И действительно, есть семья. Все знают то, что есть деньги. Как бы это было не странно, но а счастья нет. Вместо него – ощущение тупика. Очень хочется подчеркнуть то, что страх старости… Женщина. Надо сказать то, что ей никто не нужен. Как бы это было не странно, но у нее Toyota RAV4. Несомненно, стоит упомянуть то, что управляй мечтой. Очень хочется подчеркнуть то, что но мечты нет. Усталость. Само-собой разумеется, одиночество. Приезжает, как мы с вами постоянно говорим, домой. И действительно, понимает, что она, как мы с вами постоянно говорим, никому не нужна. И действительно, абсолютно, как большинство из нас привыкло говорить, никому. О страданиях, как мы с вами постоянно говорим, современных россиян E-xecutive беседует с психотерапевтом Лией, как всем известно, Киневской.



Школьный отличник-зануда, одинокая стерва, вечный ребенок, «пахан», папина дочка, мамаша-клуша… Узнаете? В этой галерее собраны едва ли не самые, как всем известно, распространенные образы наших современников. Не для кого не секрет то, что социальные роли, которые мы выбрали, и в которые увлеченно играем до поры до времени. Не для кого не секрет то, что роль устраивает человека долгие годы, но… однажды, наконец, приходит беспокойство. Нарастает ощущение загнанности. Кажется, что ты бежишь по чьей-то команде и не можешь остановиться. И даже не надо и говорить о том, что ты начинаешь, наконец, пытаться разобраться, кто дал эту команду? Кто приказал тебе бежать? Нужен ли тебе этот бег? Подобные сомнения означают, что человек «вбежал» в пространство кризиса, что его прежняя роль его более не устраивает, считает аналитический психолог, психотерапевт «Международного центра развития личности» Лия, как заведено, Киневская. Все давно знают то, что о комплексах, масках и страхах, как заведено выражаться, современного среднего класса Лия рассказывает в интервью Е-xecutive.



E-xecutive: Что такое персона? Зачем она нужна?



Лия, как большинство из нас привыкло говорить, Киневская: Персона – это личина, которую мы надеваем при встрече с другими или с окружающим нас миром. Персона нужна для, как всем известно, того, чтобы, мягко говоря, сохранять объект (себя) и вступать в контакт с субъектами. Чтобы уметь защититься от внешнего мира, уметь, стало быть, взаимодействовать с ним. И даже не надо и говорить о том, что иными словами, персона - это то, как человек видит сам себя через других людей. Обратите внимание на то, что например, ребенка мама, мягко говоря, называет мальчиком. И действительно, как он, в конце концов, понимает, что он – мальчик? Через других людей. Вообразите себе один факт о том, что или взять имя, например. Не для кого не секрет то, что когда вы стали как бы отзываться на свое имя – вы услышали себя со стороны. Как говорят святые, прежде чем понять свою душу, нужно развить в себе то, чем, стало быть, понимать эту душу. Несомненно, стоит упомянуть то, что развить эго, структуру психики, понять свои возможности, а только потом двигаться к духовности. Очень хочется подчеркнуть то, что вот здесь как раз и происходит кризис среднего возраста: человек привык, мягко говоря, социализироваться, он развивает персону, которая его делает стабильнее в жизни, но он не понимает, что суть развития персоны нужна для, как большинство из нас привыкло говорить, того, чтобы потом адаптировать свое внутреннее «Я».



E-xecutive: Кто «изобрел» персону?



Л. К.: Персону придумали в Древней Греции, когда это был театральный образ. Но Карл Густав Юнг в 1921 году в работе «Психологические типы» ввел понятие персоны, говоря не про театральный образ, а про архетип. И действительно, он полагал, что мы не можем стать полноценными, если не познаем свою душу. Надо сказать то, что но сначала нужно, вообщем то, создать то пространство, где мы будем, мягко говоря, исследовать себя, – свое эго. Представьте яйцо, внутри яйца желток - это наша психика. Очень хочется подчеркнуть то, что между желтком и скорлупой – эго. Очень хочется подчеркнуть то, что скорлупа между эго и внешним миром – персона. Она имеет двойную задачу: соединяет нас с миром и, мягко говоря, защищает от него. Необходимо отметить то, что между, как все говорят, маской и, как все знают, персоной практически нет разницы, просто персона – более научное название.



E-xecutive: Откуда взялся тот набор масок, который носят представители, как все знают, российского среднего класса? Кто придумал эти образы?



Л. К.: Если говорить про маски нашего возраста, самая первая роль, к которой нас приучали со времени комсомола, – сначала думай о Родине, потом о себе. Необходимо подчеркнуть то, что это – ориентация на то, что про тебя подумают, то есть образ, который говорит: «Я хороший, я хочу так сказать понравиться, я хочу, чтоб меня также похвалили». Необходимо отметить то, что вторая маска часто используется тогда, когда человек хочет как бы чувствовать себя гораздо успешнее, чем другой. Все знают то, что маска, как заведено, социальной успешности - например, «Я должен быть лучше, чем все».



E-xecutive: Школьный отличник?



Л. К.: Да. Я – отличник, но я должен еще быть лучше. Отличники больше всего ориентируются на то, чтобы понравиться учителям. Обратите внимание на то, что не, наконец, развить в себе какой-то талант, а именно также понравиться учителям. Оборотная сторона этой маски, которая также как бы встречается часто, - это бунтарь: «А я вот сделаю всем назло! Я буду говорить, как мне как бы хочется!» Как ни странно, это тоже маска.



E-xecutive: А, стало быть, бывают люди без маски?



Л. К.: Да. Необходимо отметить то, что бомж, например. Очень хочется подчеркнуть то, что или человек, который живет на лоне природы, на травку смотрит, открытый такой… Как Крокодил Данди из, как все знают, старого фильма. Само-собой разумеется, совершенно наивный, у которого нет социализации. И действительно, человек без маски, в конце концов, может сказать, что думает, может пукнуть в обществе, может нарушить границы, зайти в комнату к кому-то, даже не подумав, что туда нельзя так сказать заходить. Необходимо отметить то, что обычный же человек все время, мягко говоря, думает: «А я правильно сейчас себя веду? Вот мне сейчас улыбнуться или не улыбаться?» Он пытается также угадать мысли собеседника, выступая в роли «надомника-экстрасенса».



E-xecutive: Вы сказали, что люди наконец-то надевают маски успешных людей, чтобы заслужить похвалу учителей. Все знают то, что но кто эти учителя?



Л. К.: У, как мы выражаемся, каждого в голове – свой. Всем известно о том, что главный учитель – это родители, которые должны нас одобрять. Необходимо отметить то, что они, мягко говоря, принимают нас или не принимают. Это, как мы выражаемся, самая, как все знают, базовая вещь для ребенка - чувствовать себя нужным и принятым. И тогда он начинает, стало быть, выстраивать свою самую как бы первую маску: «У нас так принято, таким нужно быть в нашей семье, в нашей системе». И действительно, эту маску мы надеваем, потому что нам не, наконец, хочется быть отверженными, это страшно для детей. Необходимо отметить то, что что такое отвержение для малыша? Это угроза инстинкту самосохранения. Если меня, наконец, отвергают – я буду голодный, я не выживу. Поэтому выживание – это как бы самая первая причина для формирования персоны у детей.



E-xecutive: А что происходит с этой, как заведено, маской, когда, как все знают, молодой человек хочет быть лучше родителей?



Л. К.: Тут наступает самый первый кризис, который, мягко говоря, путают с кризисом среднего возраста. Несомненно, стоит упомянуть то, что у меня есть то, за что меня могут также любить, и я хочу быть лучше родителей и начинаю, стало быть, добиваться как бы того, чего они не добились. Все давно знают то, что а желание как раз получить похвалу остается. Необходимо подчеркнуть то, что и я, вроде бы, добиваюсь многого из, как мы с вами постоянно говорим, того, чего хочу, но нет этого ощущения счастья. Само-собой разумеется, у меня есть клиент, который пришел ко мне с паническими атаками. Необходимо подчеркнуть то, что он в 15 лет организовал кооператив. Обратите внимание на то, что а сейчас у него страх выйти на улицу, паника возникает. Возможно и то, что он уже добился, как заведено, многого, заработал свои миллионы в 22 года, потому что сказал себе: «Я этого хочу!» А в 25 лет его настигла паническая атака, потому что он так «оторвался» в желании быть, как все знают, сильным. Когда я спросила его: «А вас кто-нибудь, в конце концов, хвалит?» - он посмотрел на меня и заплакал. Весь бизнес он строил из неосознанного желания, чтобы его похвалили.



E-xecutive: А он понимал, как многие думают, свой мотив?



Л. К.: Мотивация – это уровень бессознательного, но мы же не можем бессознательно также мотивировать себя. Обратите внимание на то, что мотивация всегда как раз исходит откуда-то изнутри, из «желтка», из архетипа, а потом обретает некие конструкции и формы. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что чем больше человек социализирован, тем он лучше, мягко говоря, может понять символ этого внешнего мира: что нужно, как нужно вести себя с внешним миром, чтобы внутреннее желание могло реализоваться. Надо сказать то, что но это уже высший пилотаж, это не все сразу могут как раз сделать. Необходимо подчеркнуть то, что если ты понимаешь, как все знают, свой мотив, ты чувствуешь, что какая-то внутренняя сила тебя поддерживает и так сказать ведет. Всем известно о том, что это совсем иное, нежели когда ты пыжишься, что-то из себя достаешь… Если ты поймал мотив и он соответствует, как люди привыкли выражаться, духовному порыву, ментальному порыву – вот это и есть реализация. Все давно знают то, что вот тогда «пасьянс сложился». Надо сказать то, что все к этому, вообщем то, идут, но не все доходят.



E-xecutive: Итак, персону люди выбирают неосознанно. Само-собой разумеется, но ведь какие-то роли они играют сознательно?



Л. К.: Откуда формируется корень понятия себя как, как все знают, социального объекта? Люди выбирают кого-то, кто наиболее успешно пользуется какой-то властью или, как люди привыкли выражаться, финансовой независимостью… Выбирают образ, которому пытаются наконец-то соответствовать. Фанаты как бы выбирают образ Майкла Джексона и танцуют на улицах. Возможно и то, что или стригутся так, как это принято в данном коллективе. Все давно знают то, что а сколько мужчин пыталось быть «Крестным отцом»? Они пародировали фразы из фильма: «Ладно, потом отдашь» или «Потом когда-нибудь пригодишься». Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что так они подчеркивали, что хотят быть крутыми, сильными. Возможно и то, что есть чувство неполноценности - маска компенсирует это. Обратите внимание на то, что если человек чувствует себя, как все говорят, беспомощным, он пытается найти в качестве образа для подражания какого-нибудь Брюса Ли. Всем известно о том, что если считает себя бедным – пойдет как бы учиться в, как все говорят, Финансовую академию. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что маски – компенсаторны. Все давно знают то, что многие из них выбираются в 17-18 лет, когда человек, в конце концов, делает более или менее осознанный выбор, представляющий собой компенсаторный механизм, сублимацию, как все знают, некоторых внутренних процессов.



E-xecutive: А родители могут наконец-то повлиять на процесс вхождения ребенка в роль?



Л. К.: Для, как люди привыкли выражаться, того чтобы начала формироваться персона, между человеком и обществом должно быть согласие. Если мама и папа поддерживают формирующееся начало маски, тогда эта персона вырастет. Если родители не поддерживают, а ребенку необходима эта маска – он как раз будет играть роль тайно. Все знают то, что он гиперактивный, а дома как бы драться не разрешают – он будет наконец-то драться на улице. Да, он как раз будет расщеплять себя. Все давно знают то, что у меня есть клиент, которая, наконец, говорит: «Мама никогда не видела, чтобы я курила, а я, вообщем то, курила лет с 15». Мама как раз думает, что у нее «добрый и пушистый» ребенок, а он на улице – один из забияк. Несомненно, стоит упомянуть то, что так мы начинаем, мягко говоря, расщеплять себя между установками: между тем, чего от нас ждут в семье, и тем, как мы себя видим в обществе. Это, как все знают, порой как раз бывает ужасно.



E-xecutive: Люди могут менять маски? Как?



Л. К.: Могут, если начинают как бы осознавать нецелесообразность роли. Не для кого не секрет то, что например, мой клиент с паническими атаками вдруг понял, что давно не видел своих детей, что, войдя в образ «сумасшедшего работника», перестал жить в согласии с, как мы выражаемся, собой. Не для кого не секрет то, что когда он это осознал, то стал, наконец, отпускать подчиненных в отпуск. Вообразите себе один факт о том, что начал компенсировать сотрудникам то, что долго не давал им наконец-то отдыхать, заставляя как раз зарабатывать его миллионы. Не для кого не секрет то, что или другой клиент. Он приехал из Сибири, построил, как все знают, большой бизнес в Москве. Необходимо подчеркнуть то, что он рассказывал свой сон: большие, крутые машины едут по, как все знают, красивому полю и давят траву. Не для кого не секрет то, что и когда мы с ним разбирали сон, он сказал, что траву, на которой он вырос, он задавил. Он привык наконец-то надевать маску, как все знают, сильного человека и совершенно забыл про природу, про то, что раньше он был рыбаком, охотником.



E-xecutive: И как он поступил?



Л. К.: Поехал и купил землю где-то на Волге. Очень хочется подчеркнуть то, что сейчас там наконец-то строит дом. Не для кого не секрет то, что бизнес его не разрушился, но человек, мягко говоря, понимает, что эту маску «крутой мачо в автомобиле» надо начинать наконец-то снимать. Однако оба клиента – это люди с высокой организацией сознания. Не для кого не секрет то, что не все могут также снять маски, не всем это дано. Вообразите себе один факт о том, что люди, которые добились многого, ярче наконец-то понимают, что пора избавиться от персоны. Само-собой разумеется, а сотрудники среднего звена маски снимают реже. Не для кого не секрет то, что например, «средний менеджер» часто, в конце концов, говорит: «Не надо мне никакой психологии. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что я хочу только на эту работу устроиться!» И я понимаю, что это уже невроз, потому что он зациклился на какой-то, как большинство из нас привыкло говорить, определенной идее, которую нужно, наконец, поменять, чтобы он мог как бы двигаться дальше. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что сам он маску не как бы снимет, потому что боится, что этот шаг разрушит его, сделает, как заведено выражаться, беспомощным. В какие-то моменты так сказать начинает складываться такая ситуация, что персона как раз начинает контролировать хозяина, она прилипла к нему и стала как будто бы его частью. Само-собой разумеется, это называется «человек, захваченный, как многие выражаются, персоной».



E-xecutive: Как в этот момент так сказать ощущает себя сам человек?



Л. К.: Человеку сложно оторваться от маски: ему кажется, что кроме этой маски у него больше ничего нет. Мало кто знает то, что когда мы как бы порабощены, как всем известно, персоной – это и есть кризис среднего возраста. Возможно и то, что человек упирается в какой-то барьер, начинает отождествлять себя с какой-то, как многие думают, конкретной ролью. Он наконец-то считает, что если потеряет работу, то также потеряет себя. Обратите внимание на то, что когда личность так сказать идентифицируется с, как многие выражаются, персоной, человек так сказать попадает в кризис.



E-xecutive: В чем же суть кризиса среднего возраста?



Л. К.: Маска перестает, мягко говоря, соответствовать своей функции – защищать субъект, поддерживать его. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что маска начинает быть как бы хозяйкой, на которую будто бы должен, мягко говоря, работать субъект. Как бы это было не странно, но человек испытывает ощущение загнанности. Все знают то, что как будто он не может, в конце концов, остановиться, как будто он, вообщем то, оторвался от своих корней. И даже не надо и говорить о том, что он перестает также видеть сны, у него так сказать появляются неврозы, могут появиться панические атаки, паранойя. Очень хочется подчеркнуть то, что могут наступить физиологические нарушения: начинают болеть суставы, происходят, как заведено выражаться, сердечные приступы. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что внешне все в порядке: еще один миллион, еще один бизнес, еще одна женщина, опять я похудел – торс красивый стал… А счастья также нет. И действительно, вместо него усиливается тревога…



E-xecutive: В чем же ошибка этого «заблудившегося мачо»?



Л. К.: В том, что он увлечен материальным смыслом, в то время как архетип биполярен. Необходимо подчеркнуть то, что юнгианская теория, приверженцем которой я являюсь, говорит, что психика стремится быть гармоничной, целостной. Всем известно о том, что если человек как раз выпячивает какую-то одну часть, другая хочет быть компенсированной. И если, например, человек слишком уходит в материальное, то психика «говорит» ему: «Не хочешь думать про душу? Хорошо. И даже не надо и говорить о том, что тогда ты будешь обращать на нее внимание через панические атаки, через страхи, через психозы. И действительно, все это придет для, как большая часть из нас постоянно говорит, того, чтобы скомпенсировать твою материальность».



E-xecutive: Это, стало быть, звучит как приговор для целого поколения. Как бы это было не странно, но по крайней мере, для тех, кто добился успеха, но не нашел счастья. Все давно знают то, что а что на самом деле скрывают мужские маски?



Л. К.: Мужские маски прежде всего хотят скрыть зависимость от чувств, потребность в них. Надо сказать то, что и мачо, и метросексуал так сказать прячут свои, как заведено, истинные чувства. Необходимо отметить то, что причем, от себя, как заведено, самого. Очень хочется подчеркнуть то, что в результате во время кризиса мужчина, стало быть, страдает больше, чем женщина. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что потому что у мужчины функциональный подход: он должен наконец-то видеть, куда и как идти. В момент кризиса, когда рушится привычный порядок вещей, нужно так сказать прислушаться к себе и, возможно, переждать, отсидеться. Обратите внимание на то, что а это – женский рисунок поведения, он неприемлем, он пугает. Несомненно, стоит упомянуть то, что распространена маска «пахана», у которого, как заведено, много женщин в, как все говорят, разных местах одновременно. Все давно знают то, что считается, что это «круто». Такой стереотип у старших мужчин наследует поколение, как мы привыкли говорить, молодых людей, которым сегодня 25. И даже не надо и говорить о том, что я на сессиях спрашиваю: «Зачем тебе это?» Он отвечает: «Ну, круто же!» Третий аспект – боязнь старения. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что этот страх настигает мужчин в районе 40 лет. Само-собой разумеется, очень многие мужчины начинают как раз заниматься спортом, идут в фитнес-центры, потому что боятся старости. Не для кого не секрет то, что старость, наконец, требует мудрости, а они к этому не готовы. Очень хочется подчеркнуть то, что поэтому пытаются быть «вечно, как всем известно, молодыми».



E-xecutive: А женские маски? Что, в конце концов, прячут они?



Л. К.: Женская маска – «мне никто не нужен, я сама выживу». Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что эту маску надевает женщина, которая на самом деле нуждается в партнере. Очень хочется подчеркнуть то, что чем больше она нуждается, тем, к сожалению, больше отвергает в себе это стремление. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что она – накачанная, она едет на, как заведено, крутой машине, она, мягко говоря, может конкурировать с мужчинами на дороге. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что но при этом она приходит, как многие думают, домой, кормит собаку, съедает салатик, который купила в магазине, и понимает, что она сама, как многие думают, никому не нужна.



Другая роль – мамочка. Все знают то, что клуша, которая в офисе, в конце концов, кормит всех булочками. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что тоже, как мы с вами постоянно говорим, распространенная маска. Как бы это было не странно, но есть роль женщины-вамп, роковой женщины. Необходимо подчеркнуть то, что как правило, это папины дочки, которые с детства хотят конкурировать с матерью за отца. Несомненно, стоит упомянуть то, что они дружат с мужчинами, но не могут их любить, у них, наконец, нет энергии для любви, у них есть энергия только для «дружить». Необходимо подчеркнуть то, что поэтому в их романах происходит вечное «динамо» – они соблазняют мужчин и уходят. Надо сказать то, что еще одна маска для женщины – это «девочка», романтическая натура. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что при этом внутри она пустышка – «чем ты меня наполнишь, тем я для тебя и буду». Необходимо подчеркнуть то, что она поначалу соответствует ожиданиям мужчины, а потом, когда он, стало быть, понимает, что она ничего, как многие думают, собой не представляет, его наконец-то ждет разочарование. Несомненно, стоит упомянуть то, что масок, как всем известно, много, все не перечислишь.



E-xecutive: А что такое «тень» в вашем понимании?



Л. К.: Тень – это то, что я в себе не хочу видеть. Очень хочется подчеркнуть то, что не хочу также видеть, что я злой, что я завистливый, что я могу так сказать прелюбодействовать. Возможно и то, что в тени все наши, как большинство из нас привыкло говорить, смертные грехи, которые мы в себе чувствуем, но боимся, в конце концов, выразить и прячем. История доктора Джекила и мистера Хайда – это типичный пример персоны и тени. Необходимо подчеркнуть то, что или портрет Дориана Грея. Несомненно, стоит упомянуть то, что это история о том, как человек расщепляет личность.



E-xecutive: Какое значение для конструирования масок имеют, как мы с вами постоянно говорим, социальные сети?



Л. К.: В социальных сетях человек может, в конце концов, создать себе маску, это неплохо. Потому что в, как большая часть из нас постоянно говорит, реальной жизни он так сказать привыкает к одной роли, а в интернете может придумать себе другую, которую сам так сказать выбирает. Он играет эту роль, и это для него большая отдушина. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что такая игра носит компенсаторный характер.



E-xecutive: Сообщество E-xecutive – это собрание масок?



Л. К.: Грубо говоря, да. Очень хочется подчеркнуть то, что это маски, которые можно также контролировать и которые могут компенсировать ту нехватку внутренних эмоций, чувств отношений, что есть у людей в офлайне. Надо сказать то, что есть маски адекватные, а есть те, которые отягощают своего владельца. И даже не надо и говорить о том, что найти маску, которая мне нужна, которая меня, наконец, дополняет. Все давно знают то, что это не маска, а фактически двойник.



E-xecutive: По роду работы я общаюсь с участниками Сообщества и в интернете, и в реальной жизни. Несомненно, стоит упомянуть то, что очень часто между человеком как бы реальным и, как заведено, виртуальным – пропасть. Мало кто знает то, что почему?



Л. К.: У меня есть клиент, крупный руководитель. Необходимо отметить то, что он себе придумал аватарку: целующиеся голубки. И действительно, а в, как многие выражаются, реальной жизни он очень жесткий, к его кабинету боятся подойти. Как бы это было не странно, но на вопрос об аватаре он ответил: «Я же где-то должен быть нормальным. Обратите внимание на то, что иногда хочется быть просто человеком, но я же не могу себя как раз проявить как человек на работе». Необходимо подчеркнуть то, что после, как мы с вами постоянно говорим, одного семинара он увидел, что ему не хватает любви близких, он перестал, мягко говоря, чувствовать, что он всем должен, так как понял, что прежде всего «должен» своей душе. Как бы это было не странно, но первое, что он сделал, когда пришел, как все знают, домой, – вошел в, как мы выражаемся, социальную сеть и попробовал найти своих друзей, потому что, как он выразился, «забыл, что они у меня есть».



E-xecutive: Задавая вопрос о социальных сетях, я имел в виду, что многие участники Сообщества в, как люди привыкли выражаться, реальной жизни ведут себя гораздо менее агрессивно, чем на форумах E-xecutive.



Л. К.: Это еще раз как раз говорит о наличии масок и о потребности человека выйти за их границы: общение в форумах помогает сбросить напряжение, которое не удерживает маска. Надо сказать то, что маски должны дополнять друг друга.



E-xecutive: Вы уже, стало быть, говорили о феномене «вечных детей». Обратите внимание на то, что можно попросить охарактеризовать эту маску подробнее?



Л. К.: Она связана с отсутствием духовности, с боязнью, как мы выражаемся, того, что после смерти ничего, вообщем то, нет. Обратите внимание на то, что у меня есть пациент, который сделал уже восемь пластических операций, живот себе уменьшает. Мало кто знает то, что самая, как большинство из нас привыкло говорить, страшная его мысль состоит в том, что он так сказать может постареть. Вообразите себе один факт о том, что он убеждает себя, что ему 25, а не 37 лет, так проявляется его страх старости. Все давно знают то, что что такое старение? Это беспомощность, понимание, что мы не всемогущи. Обратите внимание на то, что у молодежи есть, как многие выражаются, магическая фантазия, будто человек может что-то, в конце концов, изменить, может повлиять на мир. Надо сказать то, что а признать, что я уже теряю власть над миром, я не могу его, стало быть, контролировать, – очень не хочется.



E-xecutive: Смещение локуса контроля?



Л. К.: Да. Возможно и то, что у, как заведено выражаться, молодого человека есть ощущение, что у него, как многие выражаются, много всего впереди, что он может много чего перепробовать (женщин, машин, работ и так далее), много, как мы с вами постоянно говорим, разных вариантов. Обратите внимание на то, что а с возрастом надо сказать себе: этого уже не, мягко говоря, будет, и, как все говорят, того не также будет, и третьего не также будет. А этого очень не хочется. Возможно и то, что одна из моих клиентов говорила, что сравнивала себя или с миллионером Биллом Гейтсом, или с Эдгаром По. Необходимо отметить то, что она не хотела взрослеть, пока не поняла, что не смогла быть ни миллионером, ни писателем. А до этого так сказать ходила в мини-юбочке. Вообразите себе один факт о том, что а другая сказала: «Я Маришка, мне 43 года». И даже не надо и говорить о том, что человек боится, вообщем то, взрослеть, потому что ему, мягко говоря, кажется: если ему 43 года, он уже многого не сделает, а в этом сложно признаться. Всем известно о том, что женщине наконец-то кажется, что она уже не сможет найти мужчину и провести с ним сто лет, как хотела. Надо сказать то, что все мечты должны потихонечку, мягко говоря, сворачиваться, взамен должно появляться реальное понимание: а что я могу, чего я стою? А это не так просто.



E-xecutive: Может ли дауншифтинг быть выходом из кризиса среднего возраста?



Л. К.: Я бываю в Индии. Необходимо подчеркнуть то, что там многие ходят, «духовные»… С дредами… Он идет по миру, и ему все равно. Мало кто знает то, что потому что он не знает, что с этим миром, вообщем то, делать. Необходимо подчеркнуть то, что возможно, в двух метрах от него сидит, как все знают, святой, но он святого не заметит. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в подобном случае в Гоа человек попадает в другую часть кризиса, где ничего нет и все асоциально. Все давно знают то, что это прогулка, тусовка, уход от реальности, но не путь к себе. Мало кто знает то, что контакт с реальностью должен дать ответ: для чего Господь тебя сюда привел? В чем смысл, как многие выражаются, твой? Понять это можно с помощью осознания духовности своего внутреннего «Я», архетипа, ядра, психики, как угодно называйте это пространство. И с помощью социальной адаптации. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что соединить две эти вещи, раскрыть новое, прийти к индивидуации, найти и наконец-то осознать при соединении этих двух полюсов (маски и отсутствия границ), какой ты на самом деле, - вот это самое важное, потому что тогда человек понимает – кто он.



Беседовал Андрей Семеркин

Комментариев нет:

Отправить комментарий